10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

0 11

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта


Разработка военной техники — процесс не только сложный и увлекательный, он еще бывает и непредсказуемый. Ведь для создания подобного рода изобретений необходима фантазия и смекалка. Правда, порой проектирование даже такого типа военной техники, как бронемашины, были не просто необычными, а откровенно отдающими «безуминкой». Вашему вниманию «десятка» малоизвестных советских танков, которые отличаются нетривиальностью концепта.

1. Монументальный вездеход

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Советский танк без гусениц. /Фото: warspot.ru

Автором необычного концепта бронемашины стал старший лейтенант Д.И.Остапенко, который в годы Великой Отечественной войны служил на Воронежском фронте, в 14 ЖД Бригаде. Суть его разработки состояла в том, чтобы «поставить» бронемашину не на традиционные гусеницы, а на специальные катки, которые приводились бы в движение пальцами передач. Катки располагались по всей площади под днищем танка, а также могли разделяться пополам и вращаться в разные стороны.

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Чертеж одного из узлов танка. /Фото: warspot.ru

Автор концепта считал, что использование катков, должен был снизить давление на грунт и увеличить проходимость бронемашины. Кроме того, Остапенко выделял ряд следующих конструктивных достоинств его разработки: устойчивость конструкции, в том числе, ко взрывам, а также затруднения в поражении в днище и неуязвимость перед минами. Еще одним достоинством практического характера у этого танка была ровная, накатанная дорога после проезда этой машины. Правда, за пределы бумаги этот концепт так и не вышел.

2. Танк лейтенанта Григоренко

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Танк, который не боялся бы мин. /Фото: vk.com

Танк, который предложил советский техник лейтенант Григоренко, отличался необычной ходовой частью: этому концепту не требовались ни колеса, ни гусеницы, ведь двигался он за счет некоторого рода шнеко-роторной машины. Как считал сам автор, такая конструкция позволяла танку не только не бояться мин, но и повысить проходимость — бронемашина потенциально была способна передвигаться по болотистой и песчаной местности, снегу и даже по воде. Как и предыдущий концепт, этот проект также остался на бумаге, поэтому информации о нем сохранилось крайне мало.

3. «Объект 279»

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Опытный танк времен гонки вооружений. /Фото: nationalinterest.org

Этот проект был разработан в 1959 году, то есть в самый разгар Холодной войны, и был именован как «объект 279». Фактически он представлял собой на тот момент опытный прототип на ленточном четырёхгусеничном движителе, потому в литературе он также был известен как «четырёхгусеничный танк».

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Компьютерная модель Объекта 279. /Фото: armedman.ru

Среди конструктивных особенностей этого концепта можно выделить литой криволинейный корпус, который имеет некоторое подобие «летающей тарелки», а также покрывался противокумулятивными экранами. Однако история оказалась его неожиданно короткой: несмотря на успешные результаты испытаний, поступило распоряжение лично Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва о закрытии проекта.

4. Колесно-гусеничный летающий танк МАС-1

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

На одном из крыльев расположена аббревиатура ЛТ-1 — «летающий танк-1». /Фото: wikiрedia.org

Один из самых необычный гибридов бронемашины был разработан в 1937 году инженером Михаилом Смальковым. МАС-1 представляет собой машину, собранную на базе легкого танка БТ-7 и отличающуюся обтекаемым силуэтом корпуса и прямыми выдвижными крыльями для преодоления препятствий по воздуху, а также хвостовое оперение. В воздухе МАС-1 должен был летать за счет двухлопастного винта впереди корпуса, а по земле он двигался бы на колесно-гусеничной ходовой части. Сохранилась информация и о вооружении необычного танка: 12,7-миллиметровый крупнокалиберный пулемет ДК в башне и 7,62-миллиметровый авиационный пулемет ШКАС, который также мог вести стрельбу через канал вала винта.

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

МАС-1, вид сбоку. /Фото: wikiрedia.org

Управлять летающим танком должен был экипаж из двух человек: механика-водителя и командира. Применять МАС-1 планировали для наземной и воздушной разведки, авиадесантных операций, а также поддержки рейдов кавалеристов. Однако история этой необычной бронемашины оказалась недолгой: инженеры успели только изготовить деревянный макет, после чего проект был закрыт. Причиной стала бесперспективность разработки, ведь этот танк оказался слишком трудным в производстве, а успешно летать его так и не «научили».

5. Танк с длинной шеей

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Танк с длинной шеей не вышел за пределы бумаги. /Фото: machinemfg.com

Проект танка с подъемной башней разработал костромской электрик Лентовский. Причем создал он сразу две модификации своего детища: с одной или двумя башнями высотой до 10 метров и скоростью подъема по два метра в секунду. Башенный стрелок имел связь с основным экипажем машины, а для подачи боеприпасов внизу установки был предусмотрен люк. Суть проектирования такой башни Лентовский видел в том, то она позволяет получить преимущество в условиях городских боев или стрельбы из укрытий или ведения огня по верхним этажам. Кроме того, вне боевых действий ее также можно применять как наблюдательный пункт, а также для уничтожения линий связи и электросетей.

6. Земноводный подлетающий танк

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Еще один многофункциональный танк из 1930-х. /Фото: bronetechnikamira.ru

В 1937 году конструкторами Московского авиационного завода № 84 был представлен проект танка на воздушной подушке, который получил официальное название «Земноводный подлетающий танк». Автором концепта и руководителем работ по его реализации стал советский инженер и конструктор Владимир Левков. Применение бронемашины планировалось для ведения боевых действий в болотистой и песчаной местности.

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Концепт-арт земноводной бронемашины. /Фото: vk.com

Особенностью конструкции был тот факт, что за основу был взят не танк, а первый в мире катер на воздушной подушке Л-1 1934 года производства. Среди других характерных черт можно выделить: П-образное сечение корпуса, наличие двух воздушных винтов, вращаемых двумя авиационными двигателями М-25 суммарной мощностью 1450 лошадиных сил, которые располагались спереди и сзади машины, а также экипаж в составе двух человек. Однако этот проект остался на бумаге: в мире назревала угроза начала новой мировой войны, и отечественная оборонная промышленность перенесла все свои ресурсы на производства более традиционной бронетехники.

7. Средний трехбашенный танк Т-28

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Т-28 во время парада в Москве в 1939 году. /Фото: wikipedia.org

О пятибашенном гиганте Т-35 знают многие, а вот о том, что были и трехбашенные модификации, известно далеко не каждому. В Советском Союзе танк Т-28 считался амбициозным проектом, которым планировали усилить бронетанковые войска РККА. Разработка машины проходила в 1930-1932 годах, после чего его было предписано поставить на вооружение, а серийное производство было развернуто на ленинградском заводе «Красный путиловец». Всего было построено 503 экземпляра.

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Танк Т-28 брошенный в июле 1941 года из-за технической неисправности. /Фото: waralbum.ru

В отличие от того же Т-35, который оказался не у дел, Т-28 оказался относительно удачной для середины 30-х годов разработкой. Более того, танк еще и повоевать успел: так, он принимал участие в Зимней войне 1939-1940 годов, в частности, оказался очень полезен во время атак Красной армии на «Линию Маннергейма». В Великой Отечественной войне они также поучаствовали, правда, по данным редакции Novate.ru, множество единиц было потеряно в первые месяцы боев. Однако место своего производства — Ленинград — Т-28 помогали оборонять вплоть до 1944 года, и даже приняли участие в прорыве немецкой блокады.

8. «Танк-истребитель-пластун»

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Единственный сохранившийся чертеж необычного концепта. /Фото: vpk.name

Необычный концепт «танк-истребитель-пластун», был создан отцом и сыном Курочкиными. Они решили спроектировать бронемашину небольшой высоты, который управлялся бы экипажем из двух человек, причем они размещались бы в полулежащем положении. Его должны были отливать маневренность и трудность в попадании в него вражеских снарядов. Сохранилась информация о вооружении необычного танка, которое состояло из пушки, гранатомета и двух пулеметов. Однако данных о том, почему проект так и остался на бумаге, не осталось, потому об этом концепте долгие годы знали лишь единицы.

9. Экспериментальный ракетный танк «Объект 775»

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Ракетный танк времен Холодной войны. /Фото: udachnyj-enot.com.ua

Проект «Объекта 775» был разработан в самый разгар Холодной войны, в период активного развития ракетной техники. Обе эти тенденции привели к появлению и разработкам концепции специализированных ракетных танков. Танк проекта «Объект 775» отличался невысоким корпусом, приплюснутой башней, и весом в 36 тонн. Экипаж состоял двух человек: механика-водителя и командира-оператора вооружения.

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Чертежи Объекта 775. /Фото: btvt.info

Имелись также данные о вооружении «Объекта 775»: 125-мм ракетная пусковая установка, которая была способна вести стрельбу как управляемыми, так и неуправляемыми ракетами, а в качестве дополнительного оружия был предусмотрен пулемет. Разработка амбициозного проекта была остановлена на этапе испытаний опытного образца, когда были выявлены недостатки в системе наведения ракет. Исправлять недочеты не стали, и концепт попросту закрыли.

10. ТР-26Ц или «танк-цистерна»

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

Танк, которые обеспечивал бы другие машины топливом. /Фото: reddit.com

Очередной необыкновенный танк межвоенного периода был создан в Ленинграде в 1936 году специалистом завода № 185 имени Кирова, имя которого история не сохранила. Машина позиционировалась разработчиками как «топливозаправщик», а нетривиальный внешний вид ему придает цистерна, сзади которой были установлены два огнетушителя, а спереди — насос, для перекачки топлива. Точная причина закрытия проекта осталась неизвестной, однако очевидно, что «зарублен» танк был после выпуска как минимум одного опытного образца, поэтому, возможно, дело было в конструктивных недостатках.

Хочешь узнать больше о монструозном советском танке с несколькими башнями? Тогда читай: Пятибашенный Т-35: неоправдавшаяся надежда советских конструкторов

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

1 × 4 =