8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

0 18

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Интересные факты о правилах дорожного движения в России.


Тысячи видеороликов на YouTube во всех красках показывают, что происходит на дорогах России. Всяческие курьезные ситуации, рискованные маневры при обгоне и разборки автомобилистов, не всегда останавливающихся на словесных баталиях, стали панацеей блогеров с тех пор, как видеорегистратор вошел в «базовую комплектацию» российских водителей.

Большинство дорожных неприятностей, от рядовых инцидентов до шокирующих аварий, по единодушному мнению обывателей связано с колдобинами и водителями, которые ездят слишком нагло и/или быстро. Практика покупки водительских прав тоже играет свою роль: за 300–500 евро наличными инструктор по вождению порой готов закрыть глаза на студентов, абсолютно не готовых к дорожному движению.

Несмотря ни на что, россияне с надеждой смотрят в будущее. За последние 20 лет количество смертей на дорогах страны снизилось практически на треть, а водители (по крайней мере, в больших городах) стали вести себя более уважительно. Общему оздоровлению дорожной обстановки способствовал и тот факт, что предупреждающие, запрещающие и предписывающие знаки, светофоры и «зебры» перестали восприниматься просто как уличные украшения.

На машине по России

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Автомобильное путешествие по России/ Фото: syl.ru


Когда-то некоторые средневековые законодатели признали, что путешествовать по дорогам в их странах можно только с риском для жизни. В 15-м веке очень немногие люди имели шанс вернуться невредимыми из поездки. Эта проблема существовала и в России. В старинных документах того времени есть упоминание о первых правилах, разработанных для пользования почтовыми дорогами. Давайте вспомним несколько любопытных моментов, раскрывающих, как трансформировались российские ПДД с течением времени и что в них пугает иностранных туристов.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Дороги на Руси/ Фото: livejournal.com


1. В начале 18 века Петр I издал указ, навязывающий правила передвижения по аналогии с некоторыми европейскими государствами. Если ранее «магистрали» определялись лишь по укатанным колеям летом и торчащим из снега веткам зимой, то теперь вдоль «популярных» маршрутов начали ставить верстовые столбы, аккуратно красить и снабжать указателями направлений и надписями о конечных пунктах назначения.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Телега, едущая с правой стороны дороги/ Фото: wikiwand.com


2. Правостороннее движение стало обязательным для телег, запряженных гужевыми животными, и конных экипажей (собственно, первого пассажирского и грузового транспорта) с 1812 года. Количество повозок, курсирующих в тот период по оживленным улицам, стремительно росло, и любая мелкая неуступка давала потенциальный повод для конфронтации.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Санкт-Петербург начала прошлого века/ Фото: pikabu.ru


3. Первые российские лицензии стали выдаваться с 1900 года властями Санкт-Петербурга, бывшего в течение двух столетий (с 1713 г) столицей Российской Империи. Россия вообще одной из первых ввела водительские права (если верить некоторым источникам, впервые их получил некий извозчик еще в 1784-м). Однако вплоть до 1936-го, когда советское правительство упорядочило и стандартизировало дорожное движение, никакой всеобъемлющей системы водительских документов не существовало.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Улицы Европы в начале 20 века/ Фото: history.wikireading.ru


4. К концу 19 века перевозки в Европе достигли тех масштабов, когда назрела необходимость упорядочить движение. По Западу уже бегали сотни тысяч автомашин, тогда как в России процесс автомобилизации только зарождался, и в качестве первых общепринятых дорожных знаков выступили обозначения, утвержденные в 1909-м Парижской международной конвенцией. Поначалу они не ограничивали права проезжающих, а просто предупреждали о небезопасных поворотах впереди, неровностях, препятствиях и прочих возможных рисках. Россия присоединилась к Конвенции, и с 1911-го здесь стали распространяться первые «международные» дорожные знаки.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Плакат 20-30-х годов об уличном движении/ Фото: ru.wikipedia.org


5. В 1931-м в Женеве утвердили единый европейский реестр знаков, использующих легко понимаемые символы и рассортированных по трём главным принципам: предупреждать, предписывать и направлять. Конвенцию, регламентирующую «единообразие дорожных сигналов», подписали японцы и большинство европейских стран, в том числе и СССР.

В 1959-м Союз также поддержал инициативы очередной Международной конвенции, корректирующей правила для дорог и автотранспортных средств, а с 1961 года ввел собственные «Единые правила дорожного движения по населенным пунктам и дорогам СССР». На сегодняшний день в России, как и в других цивилизованных регионах планеты, действуют сотни разнообразных информационных табличек, знаков и указателей, корректирующих практически любые дорожные ситуации для максимально безопасного и упорядоченного движения транспортных средств.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

На дорогах столицы/ Фото: amarok-man.livejournal.com


6. Трафик на русских дорогах 19-20 века, как и сегодня, регулировался специализированными надзорными органами. Правда, из-за жидкого и медленного транспортного потока они ограничивались лишь крупными городскими районами.

Первым официальным нормативным документом в этой сфере стал июньский Декрет CHK РСФСР 1920 года с описанием правил «автодвижения по г. Москве и окрестностям» (в этот город после революции перенесли столицу; он стал «лицом» государства и отправной точкой для всяческих законодательных актов, в т.ч. и касательно ПДД). Неудивительно, что в Москве установили и первый светофор (трёхсекционный раритет датируется 1929 годом), и впервые вручили уличным регулировщикам особые сигнальные палочки – жезлы. Кстати, до конца 50-х у советских светофоров красный сигнал располагался внизу, а зеленый, наоборот, на самом верху.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Советские знаки ПДД/ Фото: amarok-man.livejournal.com


7. ПДД в России претерпели много изменений со времен Петра Великого. Разработан всеобъемлющий свод правил, обеспечивающий безопасное и упорядоченное движение транспортных средств, повсеместно расставлены знаки, за поведением автомобилистов следят дорожные патрули и камеры, введена жесткая система наказаний. Узаконенных предписаний, кому, как и когда что-то делать можно или нельзя, великое множество.

Но, хотя культура вождения за последние годы заметно повысилась, порой кажется, что нарушать запреты и менять правила игры по своему усмотрению – любимое занятие большинства российских водителей. А потому, по словам людей опытных, во всех непонятных ситуациях надо применять одно правило: «дай дорогу дураку». Оно работает всегда, и, как утверждают местные жители, его тоже придумали в России.

8 фактов о российских ПДД – от Руси и до наших дней

Особенности российского менталитета применительно к ПДД/ Фото: mdr.de


8. «Если что-то запрещено, но очень хочется, то можно». Эта фраза суммирует отношение россиян практически ко всем правилам, в том числе и к ПДД. Этот образ мышления актуален не только ночью, но и днем – особенно в местах, где камеры отсутствуют, а риск нарваться на бдительных патрульных невелик.

Там вы можете увидеть действительно неожиданные вещи: наглые пересечения двойной полосы, уверенный проезд на красный свет, повороты без предупреждения, хаотичное маневрирование, подрезание при обгонах, парковка в самых неожиданных местах и так далее. Конечно, все это противозаконно, но окружающие вас машины (точнее, их бесшабашные хозяева) могут сделать что-то из перечисленного. Будьте готовы отреагировать и помните о «правиле трёх Д».

По какой бы стране мы ни путешествовали, машину со временем съедает ржавчина. Но есть машины, которые коррозия не берет очень долго.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

одиннадцать − 10 =